Книги в переплетах из человеческой кожи не так уж редки. Их можно найти во многих библиотеках мира. Обычно это "творения" хирургов, палачей и порнографов. До и в течение XVIII века переплетение книг кожей казненных преступников было очень модным.Первым известным примером такого подхода было переплетение словаря Сэмюэля Джонсона в кожу преступника Джеймса Джонсона после того, как последний повесился в Норидже в 1818 г. В Музее Королевского колледжа хирургов в Эдинбурге я видел книгу в переплете из кожи преступника Вильяма Барки, повешенного в 1829 году за убийство. В Бостонском атенеуме имеется книга, изданная в 1837 году, переплет которой сделан из кожи со спины некоего Джеймса Аллена, знаменитого вора тех лет.В музее св. Эдмундса в Суффолке, Англия, представлен более известный пример - протокол процесса над легендарным убийцей Уильямом Кордером (Мария Мартин, 1827 г, «Убийство в Красном Сарае»), переплетенный в его же кожу после исполнения приговора. Собственноручные признания другого преступника, Джорджа Уолтона (под псевдонимом Джеймса Аллена), также переплетены в его собственную кожу (хранятся в Boston Athenaeum). Уолтон сам настоял на таком завещании перед виселицей.
Библиотека университета города Провиденс объявила журналистам о том, что некоторые книги в ее коллекции переплетены в человеческую кожу, сообщает агентство Associated Press. Работники библиотеки пояснили, что подобный переплет был обычной практикой вплоть до XIX века, и даже в Гарварде есть издания, при оформлении которых использованы ткани мертвых людей.
Библиотекари из университетского книгохранилища сказали, что в их распоряжении находятся три книги, обложкой для которых послужила выделанная людская кожа. Это текст по анатомии, изданный в 1568 году бельгийским хирургом Андреасом Весалиусом и два издания "Пляски смерти", датированные 19-м веком.
"Экзотическая обложка этих книг имеет отношение к их содержанию, как и в большинстве подобных случаев", - пояснил директор провиденской библиотеки, Сэм Стрейт.
Он рассказал, что подавляющее количество изданий, использующих людские ткани при оформлении - это медицинские исследования. Так, например, в Терапевтическом колледже Филадельфии есть несколько работ доктора Джона Хоу, первооткрывателя трихинеллеза, который использовал кожу умершего от этой болезни для их переплета.
Попадаются и неожиданные книги в подобной обложке. В библиотеке Кливленда, например, находится Коран, обернутый в кожу его предыдущего хозяина - арабского племенного вождя. А в Юридической школе Гарвардского университета однажды была обнаружена книга испанского юриста, напечатанная в 1605 году, на которой стояла пометка о том, что ее обложка сделана из человеческой кожи. Правда, подтвердить это не удалось - анализ показал, что ДНК, содержавшийся в тканях, разрушился за долгие годы хранения.
[attachment=3196:132242_1260349668.jpg] [attachment=3197:37315.jpg] [attachment=3198:human.jpg] [attachment=3199:132242_1260363083.jpg]
Редчайшая средневековая книга, повествующая о заговоре с целью убийства английского короля Якова I, в переплете из кожи казненного заговорщика, продана в Англии с аукциона. Она посвящена знаменитому Пороховому заговору ноября 1605 года, когда Гай Фокс с товарищами пытался взорвать в Лондоне Вестминстерский дворец вместе с монархом и членами тогдашнего парламента.
Заговор был раскрыт накануне планировавшегося подрыва 35 бочек пороха, которые заговорщики смогли доставить во дворец и заложить в подвале под главным залом.
Среди арестованных был и католический священник отец Генри Гарнет. Он был признан виновным в покушении на жизнь короля и казнен в мае 1606 года на площади перед лондонским собором Святого Павла.
После казни со священника сняли кожу и ею обтянули несколько книг с отчетами о Пороховом заговоре. Сейчас одна из них продана коллекционеру, который пожелал остаться неизвестным.
В Средние века в Англии существовала традиция, когда книги с повествованием о жизненном пути государственных преступников обтягивались кожей последних. В назидание читателям. По понятным причинам, тираж подобных изданий достигал лишь нескольких десятков.
К середине XIX века мода на переплеты из человеческой кожи пошла на убыль. В конце XIX века книги, переплетенные человеческой кожей, стали редкостью. Впрочем, еще в 1895 году Леонард Смитерс, известный лондонский библиограф и порнограф, в своем аукционном каталоге предлагал книгу Томаса Кемписа "Посвящение Христа" с такой аннотацией: "Это единственный пример переплетения книги человеческой кожей за многие годы. В связи со строгими запретами, введенными в медицинских учреждениях, и предрассудками людей медицинской профессии стало трудно добывать кожу умерших людей".
Ущербная версия
В 1929 году аукционный дом "Стивенс" в своем каталоге дал описание книги, приобретенной агентом Веллкома, с которой мы начали наш рассказ. В каталоге говорилось, что речь идет "о маленькой, инкрустированной серебром книге с переплетом из человеческой кожи - реликте Войны за независимость". О происхождении книги мало что известно. Ряд десятилетий она вообще не была каталогизирована, поскольку не поддавалась классификации. Была ли она книгой в нормальном смысле этого слова? Кто был ее "сырьем"? В чем был ее смысл, если таковой вообще имелся? Кураторы собрания Веллкома придерживаются версии о том, что ярлычок книги "намекает" на некоего Криспуса Аттакса, единственного чернокожего, убитого во время Бостонской резни 1770 года и сразу же провозглашенного "героем Америки". В 1888 году Аттаксу поставили в Бостоне памятник. Кураторы полагают, что книга в переплете из кожи "героя Америки" была "актом почести и признания" заслуг Криспуса. Однако исследователь Джим Лепор считает эту версию "интересной, но ущербной". Криспус погиб 5 марта 1770 года, когда солдаты 29-го полка британской армии открыли огонь по толпе жителей Бостона. Его похоронили на кладбище Old Granary Burying Ground. Если книга из собрания Веллкома переплетена кожей Криспуса, значит, кто-то выкопал из могилы его труп. В те годы для медицинских целей (анатомирования) использовались трупы казненных преступников. В американских колониях Великобритании было запрещено пользоваться в этих целях трупами англичан.
Член тайного анатомического общества
Здесь в повествование вступает новое действующее лицо - Джон Джеффрис. Родившись в Бостоне и получив образование в Эдинбурге, он был членом тайного анатомического общества, созданного группой врачей и студентов Гарвардского университета. Члены общества собирали образцы человеческих тел для исследований.
И еще одна любопытная деталь. Джеффрис оказал первую помощь одному из раненных в ходе побоища демонстрантов - Патрику Кэрру. Все это действительно любопытно, однако вряд ли доказывает, что кто-то из анатомов-подпольщиков откопал "во славу науки" именно труп Криспуса.
Джон Адамс, один из "отцов-основателей" Соединенных Штатов, был, к стыду своему, адвокатом английских солдат, стрелявших в толпу. Это он "расколол" хирурга Джеффриса. Адамс все валил на Аттакса (на его "безумное поведение"), который якобы подстрекал толпу, состоявшую из "тех еще парней, негров, мулатов, ирландских хулиганов и иностранных моряков". Все они, по Адамсу, находились под командой Аттакса, "один вид которого мог привести в ужас человека".
Аттакс, родившийся в 1723 году, был наполовину негром, наполовину индейцем. Его предком был Джон Аттакс, индеец, которого казнили в конце "Войны короля Филиппа" в 1676 году. Криспус Аттакс был мощного телосложения и высокого роста. Когда он сбежал в 1750 году от своих хозяев, в "Бостон газетт" появилось объявление, в котором говорилось: "Сбежал мулат 27 лет по имени Криспус, ростом в 6 футов и 2 дюйма". Последнее обстоятельство делало его труп желанным для анатомов, а ширина его спины давала достаточно кожи для "переплетчиков".
[attachment=3193:18162.jpg]
Теперь допустим, что Джеффрис откопал труп Аттакса и анатомировал его, а "переплетчики" после дубления его кожи сработали книгу, содержавшую чистые страницы. Каким это образом она оказалась на аукционе в Лондоне в 1929 году? Единственная зацепка - записка, указывающая на владельца книги: "Мистер Томас Лоуренс" и адрес - N 260 Кент-стрит, Лондон. И еще запись о результатах каких-то выборов, датированная 1 и 2 февраля 1786 года. В лондонских справочниках тех лет нет упоминания ни о каком Томасе Лоуренсе. Но вот имеется запись, что некий лейтенант Томас Лоуренс ушел в отставку из четвертого пехотного полка в 1781 году. А это уже интересно, ибо именно этот полк был отправлен в Бостон в 1774 году для подавления нарастающего в Америке движения за независимость. Этот полк принимал участие в битвах под Лексингтоном и Конкордом в 1775 году, битвах, положивших начало революционной войне, и в битве при Байкер-Хилле годом позже. Затем полк эвакуировался из Бостона вместе с остатками британской армии (17 марта 1776 года). Вместе с англичанами ушел и наш знакомый доктор Джеффрис! Вполне вероятно, что Лоуренс и Джеффрис могли встретиться. (Последний стал изменником и с 1771 года служил военным хирургом у англичан.)
Эксперимент на герое
Итак, выстраивается целая цепь "косвенных доказательств": людей, подобных Аттаксу, использовали в медицинских экспериментах. Хирурги вроде Джеффриса коллекционировали части человеческого тела; Джеффрис считал Аттакса преступником; Джеффрис мог передать книгу из кожи раба британскому офицеру, служившему в Бостоне в 1770-х годах, который затем вернулся в Англию... Но история книги на этом не заканчивается.
Криспус Аттакс не был негром, "казнь которого дала старт началу Войне за независимость". Такой личности вообще не существовало. Бостонское побоище произошло в 1770 году, а Война за независимость началась пять лет спустя. Никто не объявлял Аттакса сразу же после побоища "американским героем". В ходе празднования годовщины этого события имя Криспуса даже не упоминалось. А 25-футовый гранитный обелиск был установлен в его честь лишь в 1888 году. В 1852 году аболиционист Теодор Паркер заявил, "что жители Бостона не имеют морального права праздновать День независимости, пока в стране существует рабство".
4 июля 1854 года - в День независимости - великий борец против рабства Фредерик Дуглас, первый чернокожий, переступивший порог Белого дома не в качестве слуги-раба, задал стране вопрос: "Что такое для американского раба ваше 4 июля?" И сам же ответил: "Для него ваше торжество - позор. Ваши слова о свободе и равенстве - сплошное издевательство".
Реликты революции
Борцы против рабства умело использовали реликты Американской революции и Конституцию в качестве пропаганды идей, как это делают сейчас участники нового "чаепития". Собственно, это давняя американская политическая традиция. И человеческая кожа часть ее.
Вот что писал в 1855 году беглый раб Вильям Граймс: "Если бы не полосы на моей спине, которые я заработал в годы рабства, я бы в своем завещании передал мою кожу правительству, чтобы оно содрало ее с моего тела и употребило в качестве пергамента, а затем переплело бы им Конституцию нашей славной, счастливой и свободной Америки. Пусть кожа американского раба послужит переплетом Хартии американских свобод!"
Но вот неожиданная концовка в стиле рассказов О. Генри. В 2002 году кураторы собрания Веллкома наняли эксперта из "Нэйшнл траст", чтобы изучить книгу, якобы переплетенную кожей Аттакса. После тщательных текстов эксперт пришел к заключению, что переплет сделан не из человеческой кожи! Если судить по фолликулам - мешочкам волос, это, скорее, кожа верблюда, лошади или козы. Что касается бирочки, то она риторический пассаж вроде вышеприведенного. Но кто его автор? Этот пассаж мог быть прикреплен к книге в любое время - начиная с 1770 года и до 1929 года. Это мог сделать составитель каталога коллекции Веллкома, чтобы повысить цену книги. Да и вполне допустимо, что предыдущий владелец книги верил в то, что она переплетена человеческой кожей.
[attachment=3203:Molot1-600x550.jpg]