Перейти к содержимому


Фарфоровые «образы империи»


В этой теме нет ответов

#1 shtolz88

    Форумчанин

  • Форумчанин
  • PipPipPipPipPipPip
  • 7697 сообщений
  • 17223 спасибо
  • ГородKishinev

Отправлено 05 February 2021 - 09:48

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок



Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок




Первая серия фарфоровых статуэток, изображающая российские этносы, появилась в России в конце XVIII века. В 1907 году по поручению Николая II началась работа по изготовлению серии «Народности России» — ее научной основой стала первая и единственная в Российской империи перепись населения. Вспоминаем историю фарфоровой коллекции.

«Народы России» из Пруссии

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


Первые фарфоровые статуэтки «Народности России» приехали в страну из-за границы. В конце XVIII века король Пруссии Фридрих II подарил Екатерине Великой сервиз. Фарфоровый сувенир изображал императрицу на троне, а ее окружали подданные разных национальностей и пленные турки. Екатерина Великая повелела выпустить собственную серию фарфоровых статуэток «Народы России» — на основе этнографического исследования.

Царский заказ выполнил скульптор французского происхождения Яков Рашет. Он изучил иллюстрированную книгу немецкого путешественника и этнографа Иоанна Георги, который составил описание народов России — их «вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». Рисунки для книги автор сделал по этюдам путешественников и архивам Кунсткамеры.

Серия фигурок, которые создал Рашет по приказу императрицы, включала не только людей разных народностей, но и представителей городского сословия.

Юбилейная серия по итогам переписи населения

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


В 1907 году Николай II поручил выпустить новую серию фарфоровых статуэток «Народности России». Она была юбилейной — ее посвятили 300-летию дома Романовых. Сотрудники Императорского фарфорового завода использовали данные первой и единственной переписи населения — она прошла в Российской империи в 1897 году. Все данные были опубликованы в 89 томах. На территории России в тот момент жили русские, малоросы, белорусы, немцы, румыны. Из этого многообразия предстояло составить «коллективный портрет» — проект должен был стать масштабным и исторически достоверным.

За работу взялись директор Императорского фарфорового завода барон Николай Вольф и директор Музея антропологии и этнографии, автор 150 научных трудов, академик Василий Радлов. Сначала планировалось, что фарфоровая коллекция будет состоять из 400 мужских и женских фигурок. Однако представители некоторых народностей были внешне схожи между собой или носили похожую одежду. В окончательном списке осталось лишь 74 статуэтки. Большую часть коллекции составляли народы Севера: русские путешественники привозили из северных губерний много материалов для музеев — фотографии и предметы культа, одежду и традиционные сувениры.

Перед специалистами стояла непростая задача — изучить подлинные костюмы, украшения и предметы быта на экспонатах Кунсткамеры и этнографического отдела Русского музея. При создании каждого образа учитывались исследования по сравнению черт лица, роста, телосложения, даже цвета кожи и структуры волос. Сотрудники музеев консультировали художников, которые создавали эскизы.

«Все образы империи и стили»

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок

Пожалуйста Авторизуйтесь or Зарегистрируйтесь для просмотра скрытых ссылок


Проектом по изготовлению фигурок руководил скульптор Павел Каменский — на протяжении долгих лет он заведовал бутафорской мастерской Императорских театров. Статуэтки одели в праздничную национальную одежду. Мастера тщательно прорабатывали каждую деталь: складки платьев, фактуру ткани и меха. Приходилось учитывать все особенности костюма. Например, у самоедов правая пола распашной шубы «пена паны» всегда находила на левую, а представители другого северного народа традиционно украшали себя «ложными косами». Национальные детали скульпторы подчеркивали в каждом образе — не только в одежде, но и в традиционных занятиях. В коллекции были корякская женщина, которая выделывала кожу, тунгусский шаман во время ритуального обряда, великоросс, работавший в поле.

«Все образы империи и стили оставили свой хрупкий след на фарфоре, и если бы от России остались одни только фарфоровые черепки, то и по ним можно было бы представить ее величие и благородство, красоту и мужество разных народов ее населяющих».
Иван Лукаш, художественный критик
Фарфоровые скульптуры изготавливали методом литья. Потом их украшали росписью и раскрашивали — большинство фигурок расписывала художница Мария Герцак. Ей приходилось учитывать, что после глазуровки и двойного обжига многие оттенки красок изменялись.

Над всей фарфоровой серией «Народности России» мастера трудились 10 лет. Всего изготовили 146 форм для отлива статуэток, 74 оригинальные фигурки и их копии — их позже подарили этнографическим музеям. Закончилась работа в 1917 году, но единичные копии выпускали даже после революции в качестве дипломатических подарков. Большая часть исторической коллекции сегодня хранится в Музее фарфора Государственного Эрмитажа и Государственном этнографическом музее.





Количество пользователей, читающих эту тему: 3

0 пользователей, 3 гостей, 0 скрытых пользователей