Однако этот жуткий сувенир — больше, чем просто реликт ее казни. Это также пронзительный символ того, как пышный образ жизни и экстравагантная мода Марии Антуанетты и ее мужа Людовика XVI способствовали их гибели во время Французской революции.
Никто не знает, кто забрал эту замечательную обувь с места казни, но теперь она в коллекции Музея изящных искусств Кан, Франция.
«На смерть с австрийцем!»
Дорога займет полтора часа. Конвент опасался попытки похитить королеву, потому что на дороге осужденных выстроилась очередь из тридцати тысяч человек. Актер Граммон едет на лошади впереди телеги. Он издевается, чтобы выразить свою ненависть к тому, кто собирается умереть: «Вот она, гнусная Антуанетта, друзья мои!»
Перед Сен-Оноре к крикунам присоединяются подкупленные люди: «На смерть с австрийцем!», «Месалина!». Луи Давид набросал последний портрет женщины, которая с достоинством встречает смерть, непоколебимой, не обращает внимания на то, что ее унижают.
На площади Революции — сегодняшней площади Согласия — Мария-Антуанетта спрыгивает с повозки и энергично взбирается на эшафот. Она теряет ботинок, наступает палачу на ногу и затем говорит ему: «Месье, простите меня». Лезвие опускается. Сансон машет своей седой головой, с которой капает кровь.
"Да здравствует Республика! Да здравствует свобода!" — восклицает восторженная толпа. Двенадцать пятнадцать, 16 октября 1793 года. Повозка, на которой было истекающее кровью тело, направляется на кладбище де ла Мадлен, где уже был похоронен Людовик XVI.


